"Такса ни в чем не виновата"
Ярослав Прашин
Несколько лет назад в разговоре с хозяином одного пациента, попросившим меня порекомендовать ему вторую собаку в дом, я упомянул о необыкновенных качествах таксы.
Действительно, где еще можно найти такую же преданную и одновременно интеллектуально развитую собаку? Только такса может исподволь, ненавязчиво отвоевать свое жизненное пространство, не претендуя на роль лидера и при этом всегда оказываясь первой.
«Нет, только не таксу», — сказал мой собеседник. На вопрос, откуда столь явное предубеждение, он ответил буквально следующее: «Зачем мне собака, которую я с пяти лет буду возить на коляске?» Когда я попытался выяснить, на чем базируется его уверенность, он показал мне вырезки из журналов с живописанием несчастных собак, которые страдали остеохондрозами, деформирующими и спондилоартрозами, анкилозами и прочими «прелестями». Заболевания эти привели их в лучшем случае к парезу или параличу задних конечностей с сохранением иннервации мочевого пузыря и толстого кишечника, а в худшем… сами понимаете.
В качестве последнего козыря на мои доводы он продемонстрировал статью американского ветврача-рентгенолога Вейна Клибано, где прямо говорилось, что «у исследованных собак породы такса, как правило, отмечаются парезы и параличи тазовых конечностей в связи с ущемлением, сдавливанием спинного мозга грыжами межпозвоночного диска (хряща), а также вследствие деформирующего артроза 3–4–го (реже 5–6-го) поясничных позвонков…» (Вейн Клибано, 1991).
Надо заметить, что разговор запомнился мне даже не потому, что обвинялась целая порода собак, а благодаря той эмоциональности, с которой собеседник убеждал меня в своей правоте. Через какое-то время мне попалась на глаза полная редакция статьи Вейна Клибано, и я всерьез заинтересовался проблемой собак растянутого формата.
Много тематической литературы прошло через мои руки, и выводы родились…
Как правило, опасения в отношении собак породы такса основываются на трех китах:
1. Собака выведена искусственным путем, поэтому имеет место генетическое искажение, выразившееся в чрезмерном удлинении поясничного отдела позвоночного столба и, как следствие, в повышенной стато-динамической нагрузки на него.
2. Коротколапость привела к более активному использованию поясницы в акте движения, в негативном воздействии на позвоночник возросла роль ротационных (скручивание) нагрузок.
3. Вследствие анатомического уродства таксы во время акта движения появляется большое количество не компенсируемых нагрузок, сосредоточенных в поясничной области.
Часть литературы, рассматривающей парезы и параличи тазовых конечностей собак растянутого формата, в частности такс, базируется на сравнительной статистике диагностирования подобных заболеваний у собак других пород. И на основании статистики делается тот же вывод о предрасположенности такс к парезам и параличам. Мне показалось интересным одно наблюдение, которым хотелось бы поделиться с вами. Большинство статей на эту тему чрезвычайно эмоционально окрашены. И в конечном счете ядром их являются эмоции.
Мы попытаемся отойти от эмоций и стереотипов и обратиться к голым фактам, которые предлагают нам анатомия и физиология.
Чтобы объективно принять или опровергнуть теорию о специфичности анатомического строения поясничного отдела позвоночника собак растянутого формата, необходимо было провести морфологический и функциональный сравнительный анализы позвоночного столба собак пропорционального и растянутого форматов. Основной интерес для нас представляет поясничный отдел, так как именно здесь, по данным рентгенологических исследований, чаще всего диагностируется деформирующий артроз 3–4-го поясничных позвонков и грыжа (выпячивание) межпозвоночных дисков.
Используя данные классической анатомии и путем практического сравнительного анализа мы установили, что в поясничном отделе собаки породы такса, как и других представителей этого семейства, имеется семь хорошо развитых позвонков. Тела позвонков несколько сплющены в вертикальной (саггитальной) плоскости, в отличие от тел позвонков собак пропорционального формата. В функциональном плане отмеченная особенность приводит к тому, что собаки данной породы имеют более высокую (!!!) динамическую устойчивость при ротационных нагрузках и изгибании поясницы вбок, правда, ценой частичной потери пластической гибкости в указанных направлениях.
Суммарное отношение длин позвонков позвоночного столба собак породы такса к суммарному отношению длин позвонков позвоночного столба исследуемой собаки пропорционального формата приблизительно равно единице. Это означает, что длина поясничного отдела пропорциональна длинам других отделов позвоночника. Проще говоря, такса не вытянутая собака, а коротколапая.
Теперь о повышенных нагрузках на поясничный отдел. Это действительно так. Нагрузка на поясничный отдел позвоночника у собаки породы такса значительно выше, чем у собак других пород. Объяснение следует искать в первую очередь в том, что таксы очень активно используют в акте движения поясницу как компенсаторный механизм для своих коротких лапок. И вот почему.
Толчковыми являются тазовые конечности. Если рассмотреть процесс перемещения в пространстве с точки зрения физиологии мышцы, можно сделать вывод, что такса, имея короткие мышцы — разгибатели бедра (вследствие укорочености костей тазовых конечностей), отбирает меньшую энергию при их сокращении и, как следствие, совершает меньшую работу, поскольку короткие мышцы сокращаются на меньшую величину, чем длинные. Она с успехом компенсирует этот недостаток более частой сменой рыси на галоп и активным включением в акт движения мышц спины и поясницы, имеющих достаточную длину для мощного сокращения при разгибании.
Казалось бы, все правильно. Нагрузки повышаются, значит, повышается риск получения травм. Однако в природе все взаимно компенсировано. Морфологические изменения плечевого пояса и пояса свободных конечностей произошли таким образом, что в результате деформации плечевой кости, частично костей предплечья и плечевого сустава локтевой сустав смещен относительно нормального местоположения. Вследствие этой анатомической особенности общий центр тяжести собак данной породы проходит через локтевой сустав и кости предплечья (А. Ромер, 1965; Вейн Клибано, 1991). В результате такого анатомического строения часть нагрузки, распределяемой по позвоночному столбу, смещается в область плечевого пояса, и нагрузка на поясничный отдел ослабевает. Это существенно снижает величину ротационных нагрузок на поясничный отдел, возникающих при акте движения, и, соответственно, уменьшает риск травм.
Чтобы более полно разобраться в проблеме, предлагаю взглянуть на нее с позиций физиологии. В любом организме травмирующие нагрузки появляются лишь при наличии некомпенсированных сил, действующих на систему. Однако в данном случае анатомические особенности такс стали причиной возникновения стрессоров (по Г. Селье). Стрессоры — важнейшие раздражители, вызывающие ответные защитно-приспособительные реакции организма и ведущие к адаптивным изменениям. В основе физиологической адаптации лежит приспособление к конкретным условиям существования во внешней среде. В процессе выведения породы морфологические изменения привели к нарушению функциональных оптимумов органов и систем. Это заставило организм развивать компенсаторные механизмы, чтобы за счет других систем вернуться к оптимальным показателям интенсивности функции.
Другими словами, повышенная нагрузка на поясничный отдел позвоночника имела результатом не появление травмирующих нагрузок, а возникновение стрессоров, которые дали организму возможность развить мощные компенсаторные механизмы активной и пассивной защиты поясницы от травм. Сплющенные тела позвонков, великолепно развитые мышцы-сгибатели и разгибатели поясницы, мышцы — короткие ротаторы, эластические элементы, фиксирующие позвонки и имеющие высокий потенциал развития, — все это говорит скорее о потенциальной силе, чем о слабости позвоночника таксы.
Таким образом, изменения, произошедшие при выведении породы и исскуственном нарушении оптимумов некоторых систем, в целом оказались прогрессивными, поскольку стимулировали процесс адаптации и привели развитию мощных компенсаторных механизмов.
Возникает естественный вопрос: почему изменения положительные, а результат отрицательный и таксы по-прежнему занимают верхнюю строчку в рейтинге параличей?
Посмотрим на проблему с точки зрения природы. Физиологическая адаптация в полной мере является природным, а не искусственным процессом. Однако животное не рождается взрослым и до конца сформировавшимся. На свет появляется существо, которому еще только предстоит использовать потенциал, данный природой. От того, насколько полно он будет реализован, зависит жизнеспособность отдельно взятой особи. Природа жестока, но справедлива. Слабый гибнет, а сильным признается лишь тот, кто ежечасно доказывает свое право на существование, противопоставляя возможности своего организма природным силам. И только в таком противостоянии происходит прогрессивное развитие.
Человек, вмешиваясь в законы природы по своему усмотрению, нарушает баланс сил. Все бы ничего, но дальше, ограждая себя от испытаний, он пытается идти не по сложному пути противостояния, а по более привычному для себя — вниз по течению. По этому пути он ведет и свое животное. Итогом такого взаимодействия становится нереализованный потенциал развития органов и систем, в частности мышц поясницы, эластических элементов фиксации позвоночного столба, а нередко и самих позвонков. Неудивительно, что из-за недоразвитости эластических элементов имеет место чрезмерная подвижность позвонков относительно друг друга, в результате чего многократно повышается риск выпячиваний (грыж) межпозвоночного диска с компрессией спинного мозга, неполных вывихов с контузией спинного мозга, появления микротравм, трещин, узоров. Организм всегда стремится к консолидации, однако стабилизировать излишнюю подвижность позвонков он способен лишь путем обызвествления эластических элементов. А следует за этим деформирующий артроз, остеохондроз, анкилоз с огромными участками кальцитации, костными шипами (остеофитами), постепенно сдавливающими спинной мозг, что приводит к частичным или полным параличам.
Немаловажным аспектом проблемы является социальный статус породы. Такса — собака, осознающая себя в социуме как самоценная, полноправная единица. Практическое применение таксы в качестве самостоятельного вспомогательного звена на охоте вполне наглядно подтверждает правильность ее «убеждений». Но социум существует по жестким законам природы. Взаимоотношения между животными в природном сообществе моделирует игра. В процессе игры определяется то положение, которое занимала бы внутри вида конкретная особь, если бы находилась в условиях дикой природы. В социальном плане таксе помогает сильный тип ВНД, преобладающий у собак данной породы, активно-оборонительная и ярко выраженная ориентировочная реакция — рефлекс «что такое?», ведущий к приобретению новых навыков и являющийся по своей сути прогрессивным методом исследования окружающего мира. Однако физический недостаток не позволил бы таксам в естественных условиях сосуществовать с социумом на равных, без риска оказаться в подчинении у особей с нормальными физическими данными. На помощь пришла физиологическая адаптация.
В дикой природе таксе пришлось бы с младых ногтей думать о выживании, и нагрузки, получаемые организмом, во много раз превышали бы таковые для пород пропорционального формата (ведь ей необходимо быть наравне со всеми). Следовательно, либо потенциал, заложенный адаптивностью, был бы реализован полностью, либо животное погибло бы. В домашних условиях мы не позволяем природному потенциалу реализоваться и в итоге имеем то, что справедливо заслуживаем.
Нам нужно отказаться от привычной причинно-следственной связи в отношении породы. Нужно помнить: чтобы достигнуть оптимума функции, такса должна получать гораздо больше нагрузок во время тренировочного процесса, чем любая другая собака. Причем с самого раннего возраста. Если мы хотим добиться реализации потенциальных возможностей, которые дает структура поясничного отдела позвоночника таксы, необходимо не оберегать животное от движения, а, наоборот, постоянно и планомерно увеличивать нагрузку, направляя ее на развитие всех элементов позвоночного столба.
При систематической тренировке благодаря росту и утолщению мышечных волокон увеличивается объем мышц, возрастает мышечная выносливость, вследствие активизации ферментативных систем ускоряются восстановительные процессы, совершенствуется регуляторная функция центральной нервной системы. В результате устанавливается точная координация между движениями собаки и деятельностью всех систем организма. Усиливается тонус скелетных мышц и гладкомышечной мускулатуры. Улучшается точность мышечных движений, что значительно сокращает риск появления некомпенсированных нагрузок. А значит, и риск травм в повседневной жизни сводится к минимуму.
Особенно важна тренировочная нагрузка в период активного роста животного. В молодом возрасте мы закладываем «фундамент», на который наша собака опирается до старости. Полноценно сформированный скелет и скелетные мышцы, эластические фиксационные элементы, межпозвоночные диски, обладающие должной плотностью, не приобретаются на диване или на ручках у чересчур любвеобильных хозяев. Только систематические нагрузки в течение всей жизни способны сохранить нормальное функционирование организма.
Как выращиваются таксы в домашних условиях, ни для кого не секрет. Моцион общей продолжительностью 40–60 минут в день на поводке, постоянное перекармливание, отсутствие необходимых, а тем более дополнительных физических нагрузок, до полугода на руках у хозяев (ведь такая слабая поясница и связки!) — и мы получаем собаку, страдающую гиподинамией и избыточным весом, с недоразвитой мышечной системой и нарушением основного обмена, с потерявшими эластичность, обизвествленными связками и хрящами. Суммарно на выходе имеем статистику, пополняемую исключительно собственными усилиями и являющуюся объективным отражением наших собственных ошибок в выращивании собаки. А потом сами, ссылаясь на эту статистику, оправдываем свое нежелание идти по пути, предложенному нам природой.
К слову сказать, в статье американского врача-рентгенолога, продемонстрированной моим оппонентом в качестве убийственного довода, были такие строки: «…на долю собак породы такса из числа обследованных собак, у которых отмечались парезы и параличи в связи с ущемлением или сдавливанием спинного мозга грыжами межпозвоночного диска (хряща), а также вследствие деформирующего артроза 3–4-го (реже 5–6-го) поясничных позвонков (возраст исследованных животных колеблется от 2,5 до 6 лет), приходится 85 % случаев. Из них лишь 15% исполняли свое функциональное предназначение...» (Вейн Клибано, 1991).
Есть над чем задуматься.
P.S. Хотелось бы добавить, что рассмотренные здесь вопросы и сделанные выводы применимы только к клинически здоровым, не имеющим врожденных заболеваний собакам.